Неточные совпадения
—
Народ тихий, наивный, мягкий, как воск, — перечислил он
достоинства корейцев, помял мундштук папиросы толстыми и, должно быть, жесткими губами, затем убежденно, вызывающе сказал: — И вовсе не нуждается в европейской культуре.
Россия выросла в колосса, как государственного, так и духовного, и давно уже раздувание польской опасности, как и опасности католической, постыдно и обидно для
достоинства русского
народа.
Русский
народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще сознание личности, ее
достоинства и ее прав.
В так называемых демократиях, основанных на принципе народного суверенитета, значительную часть людей составляет
народ, еще не сознающий себя свободными существами, несущими в себе
достоинство свободы.
Отцы и учители, берегите веру
народа, и не мечта сие: поражало меня всю жизнь в великом
народе нашем его
достоинство благолепное и истинное, сам видел, сам свидетельствовать могу, видел и удивлялся, видел, несмотря даже на смрад грехов и нищий вид
народа нашего.
Он писал: «
Народы образованные более всего ценят в гражданах своих
достоинства.
Впрочем, надо признаться, и тут арестанты умели себя выдержать и
достоинство соблюсти: восторгались выходками Баклушина и рассказами о будущем театре или только самый молодой и желторотый
народ, без выдержки, или только самые значительные из арестантов, которых авторитет был незыблемо установлен, так что им уж нечего было бояться прямо выражать свои ощущения, какие бы они ни были, хотя бы самого наивного (то есть, по острожным понятиям, самого неприличного) свойства.
Пример: Ровоам после Соломона, окруженный друзьями и совоспитанными с ним и предстоявшими пред лицом его, лукаво представлявшими ему, что облегчение
народу есть уничижение собственного его царева
достоинства, и как он по их совету приумножил бедствия Израиля.
Не может этого быть: не может быть того, чтобы мы, люди нашего времени, с нашим вошедшим уже в нашу плоть и кровь христианским сознанием
достоинства человека, равенства людей, с нашей потребностью мирного общения и единения
народов, действительно жили бы так, чтобы всякая наша радость, всякое удобство оплачивалось бы страданиями, жизнями наших братий и чтобы мы при этом еще всякую минуту были бы на волоске от того, чтобы, как дикие звери, броситься друг на друга,
народ на
народ, безжалостно истребляя труды и жизни людей только потому, что какой-нибудь заблудший дипломат или правитель скажет или напишет какую-нибудь глупость другому такому же, как он, заблудшему дипломату или правителю.
Теперь уже не воюют из-за того, что один король не исполнил учтивости относительно любовницы другого, как это было при Людовике XIV; но, преувеличивая почтенные и естественные чувства национального
достоинства и патриотизма и возбуждая общественное мнение одного
народа против другого, доходят, наконец, до того, что становится достаточным того, чтобы было сказано, — хотя бы известие и было неверно, — что посланник вашего государства не был принят главой другого государства, для того чтобы разразилась самая ужасная и гибельная война из всех тех, которые когда-либо были.
— Я полагаю, то есть, примерно, так только, пустое болтают, — произнес он с чувством
достоинства. — Простой
народ, он рассудка своего не имеет… и болтает — выходит, пустое, — заключил он, поглядывая на старого рыбака с видом взаимного сочувствия и стараясь улыбнуться.
— Да! Знаешь — люди, которые работают, совершенно не похожи на нас, они возбуждают особенные мысли. Как хорошо, должно быть, чувствует себя каменщик, проходя по улицам города, где он строил десятки домов! Среди рабочих — много социалистов, они, прежде всего, трезвые люди, и, право, у них есть свое чувство
достоинства. Иногда мне кажется, что мы плохо знаем свой
народ…
Мерою
достоинства писателя или отдельного произведения мы принимаем то, насколько служат они выражением естественных стремлений известного времени и
народа.
Народ по
достоинству оценил Ермака и поет о нем в своих былинах как о казацком атамане, составлявшем только голову живого казацкого тела.
Как отдельный
народ преувеличивает
достоинство своих поэтов, так человек вообще преувеличивает
достоинство поэзии вообще.
Жеребцовым пороков
народа, то он считает их неважными, а некоторые признает даже большими
достоинствами.
1-й студент. Да ведь патриархальность — добродетель первобытных
народов. В наше время нужно дело делать, нужны и другие
достоинства, кроме патриархальности.
Народ, раздраженный его укоризнами, хотел смирить гордого, но Марфа и Делинский великодушно спасли его: они уважали в нем
достоинство витязя и щадили врага личного, презирая месть и злобу.
Если же читатель согласится с нами во взгляде на смысл разобранной нами книги, если он признает общность и великое значение тех черт, какие нами указаны в книге Марка Вовчка, то, разумеется, он не может не признать высокого
достоинства в литературном явлении, так разносторонне, живо и верно изображающем нашу народную жизнь, так глубоко заглядывающем в душу
народа.
Еще не мало у нас, в образованном обществе, таких господ, которым ничего не стоит обвинить повально целый
народ в неспособности к [гражданской жизни и] всякому самостоятельному устройству, равно как не мало и таких, которые готовы так защитить
народ и приписать ему такие возвышенные чувствования, что, слушая их, следует только оплакивать совершенную гибель народного
достоинства.
Если мы исказили ее смысл или наговорили небывальщины о народной жизни, то есть если явления и лица, изображенные Вовчком, вовсе не рисуют нам нашего
народа, как мы старались доказать, — а просто рассказывают исключительные, курьезные случаи, не имеющие никакого значения, то очевидно, что и литературное
достоинство «Народных рассказов» совершенно ничтожно.
И неужели это будет отрицание народного
достоинства, нелюбовь к родине, если благородный человек расскажет, как благочестивый
народ разгоняют от святых икон, которым он искренне верует и поклоняется, для того, чтобы очистить место для генеральши Дарьи Михайловны, небрежно говорящей, что c'est joli; или как полуграмотный писарь глумится над простодушной верой старика, уверяя, что «простой человек, окроме как своего невежества, натурального естества ни в жизнь произойти не в силах»; или как у истомленных, умирающих от жажды странниц отнимают ото рта воду, чтобы поставить серебряный самовар Ивана Онуфрича Хрептюгина.
Считать себя самого лучше всех — дурно и глупо. Это мы все знаем. Считать свою семью лучше всех других — это еще хуже и глупее, но мы часто не только не знаем этого, но видим в этом особенное
достоинство. Считать свой
народ лучше всех других — уже глупее всего, что только может быть. Но этого не только не считают дурным, но считают великой добродетелью.
— Мое дело не расходится с моим словом! — с гордым презрением и будто неуязвимым
достоинством перебил Полояров. — За меня факты-с!.. Я, милостивая государыня, не далее как два дня назад с паперти говорил
народу!
В этих-то роскошных домах европейского города и живут хозяева острова — голландцы и вообще все пребывающие здесь европейцы, среди роскошного парка, зелень которого умеряет зной, в высокой, здоровой местности, окруженные всевозможным комфортом, приноровленным к экваториальному климату, массой туземцев-слуг, баснословно дешевых, напоминая своим несколько распущенным образом жизни и обстановкой плантаторов Южной Америки и, пожалуй, богатых бар крепостного времени, с той только разницей, что обращение их с малайцами, несмотря на презрительную высокомерность европейца к темной расе, несравненно гуманнее, и сцены жестокости, подобные тем, какие бывали в рабовладельческих штатах или в русских помещичьих усадьбах былого времени, здесь немыслимы: во-первых, малайцы свободный
народ, а во-вторых, в них развито чувство собственного
достоинства, которое не перенесет позорных наказаний.
Но я с горечью увидел, что в этом лагере также не было уважения к
достоинству личности и освобождение
народа слишком часто сочеталось с порабощением человека и его совести.
Утопия совершенного общества в условиях нашего мира, утопия священного царства и священной власти, утопия совершенной и абсолютной общей воли
народа или пролетариата, утопия абсолютной справедливости и абсолютного братства сталкивается с верховной ценностью личности, с личной совестью и личным
достоинством, со свободой духа и совести.
Работа совести происходит в привилегированных классах, в дворянстве, работа же чести, требование признания человеческого
достоинства происходит в
народе, в низших, угнетенных классах.
У него была жена, совершенно исключительная по
достоинствам женщина, была куча здоровых детей, была слава, кругом его была русская природа и русский
народ, который он привык любить с детства больше всего на свете…»
Обдуманная твердость, ничего не начинающая без цели, никогда не полагающаяся на счастие, одним словом, Минерва в полном вооружении — прошу заметить, в полном… — вот что составляет истинное
достоинство государей и благоденствие вверенных им
народов.
Он видел возрождающуюся борьбу народности с деспотизмом временщика, но знал, что представителями ее — несколько пылких, самоотверженных голов, а не
народ, одушевленный познанием своего человеческого
достоинства.
Он, действительно, был крайне самолюбив, самолюбив до щепетильности — общий недостаток людей, вышедших из
народа и сознающих свои
достоинства и способности. Кроме того, он слишком любил княжну Юлию, чтобы не отступить при мысли причинить ей страдание.
Нет сравнения, как
народ — крестьянин — стал выше, стало больше сознания
достоинства в них, — говорил он, как бы протверживая старые фразы.
Подавляет же дух
народа непризнание в нем теми, которые управляют им, его человеческого
достоинства, признание крестьянина не человеком, как все, а грубым, неразумным существом, которое должно быть опекаемо и руководимо во всяком деле, и, вследствие этого, под видом заботы о нем, полное стеснение его свободы и унижение его личности.
Культурный слой наш никогда не сознавал своего
достоинства и своего истинного призвания, он почти стыдился своей культурности, не видел в ней истинного света, критериев истины и правды, он всегда искал этих критериев вовне, в темном, не зараженном грехом культуры «
народе».